В целях определения потребности Чеченской Республики в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу постановлением Правительства Чеченской Республики от 2 февраля 2021 года № 13 утвержден Порядок определения потребности Чеченской Республики в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу (далее – Порядок).
Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (далее – Министерство) в соответствии сПорядком подготовленаинформация опотребности Чеченской Республики в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу(далее –информацияо потребности).
Информация о потребностиподготовлена Министерством на основании сведений, представленных Министерством экономического, территориального развития Чеченской Республики (далее – Минэкономтерразвития ЧР) и иными органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики.
Статистические данные о социально-экономическом положении Чеченской Республики
В настоящее время отмечается замедление роста мировой экономики после динамичного выхода из рецессии, которую вызвала пандемия. После активного возобновления роста во второй половине 2020 года темпы восстановления мировой экономики снизились в I полугодии 2021 года на фоне новых вспышек COVID-19. Отмечалось активное восстановление экономики России. После отмены ограничений, введенных в связи с распространением короновирусной инфекции, потребительский спрос, подогреваемый сбережениями, накопившимися в течение продолжительного времени нахождения на самоизоляции и в связи со стремительным ростом кредитования, резко вырос во II квартале 2021 года. Кроме того, отмечалась высокая инвестиционная активность. Однако, в I полугодии 2022 года экономика России столкнулась с геополитической и экономической дестабилизацией в силу введенных санкций. В связи с возникшими новыми вызовами перед российской экономикой Правительство Российской Федерации в срочном порядке организовало работу по мерам поддержки и стабилизации российской экономики в условиях санкций. Безотлагательная и своевременная реакция, а также проводимая денежно-кредитная политика позволили застопорить спад экономики.
Для стабилизации экономики Правительство Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации начало активную проработку мер поддержки, направленных на восстановление реальных секторов экономики. Таким образом, Правительством Чеченской Республики была начата работа по реализации первоочередных мер поддержки для социально-экономического развития Чеченской Республики, благодаря чему наблюдалось постепенное восстановление импорта, и наращиванию объёмов розничного и корпоративного кредитования. Принятые меры поддержки сельхозпроизводителей позволили увеличить объём сельхозпродукции. В 2022 году также наблюдался рост инвестиционной активности, поскольку принятые меры поддержки позволяют предприятиям привлекать финансирование своих проектов по комфортным рыночным условиям. Проводимая Правительством Чеченской Республики политика смогла стабилизировать и минимизировать последствия, связанные с ухудшающейся экономической ситуацией, а также обеспечить положительную динамику развития основных макроэкономических показателей
социально-экономического развития республики.
Так, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за 2022 год составил 166,37 млрд руб., что на 18,5% больше уровня 2021 года.
Оборот розничной торговли достиг 260,2 млрд руб. или 106,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах. Объем платных услуг, оказанных населению республики составил 68,84 млрд рублей или 104,7% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»,
составил 88,0 млрд руб. или 119,0% к уровню 2021 года (в сопоставимых ценах).
Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2022 года составил 8,0% от экономически активного населения.
Численность зарегистрированных безработных в 2022 году составила 51,9 тыс. чел.
Приоритетной задачей на среднесрочный период является достижение целевых показателей Указа № 204 для устойчивого экономического роста
в целях повышения уровня и качества жизни населения Чеченской Республики.
Достижение прогнозируемых показателей будет обеспечено за счет реализации мер экономической и социальной политики на федеральном и республиканском уровнях, создания условий для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в экономику республики, разработки комплекса мер по улучшению жилищных условий населения республики, реализации приоритетных инвестпроектов, ориентированных на повышение конкурентоспособности продукции, производимой в Чеченской Республике, и сокращение импорта.
Население
Численность постоянного населения (среднегодовая) республики за 2022 год увеличилась на 11,2 тыс. человек по сравнению с уровнем 2021 года или на 101,3%, и составила 1523,9 тыс. человек. К концу 2023 года численность постоянного населения (среднегодовая) увеличится, оценочно, на 1,3% и составит 1543,9 тыс. человек.
Значительный рост численности населения связан с тем, что в республике сохраняется один из самых высоких показателей по рождаемости не только среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, но и в целом по Российской Федерации. В 2022 году общий коэффициент рождаемости составил 20,84 чел. на 1000 чел. населения. По оценке, в 2023 году данный показатель составит 19,45 чел. на 1000 чел. населения.
Демографическая ситуация в Чеченской Республике в 2024-2026 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая указывает на продолжение тенденции к росту численности населения. Чеченская Республика в среднесрочной перспективе останется одним из немногих субъектов Российской Федерации, где наблюдается высокий уровень прироста населения.
Производство валового регионального продукта
Важнейшим комплексным показателем общего уровня социально-экономического развития является объем валового регионального продукта.
Объем ВРП в 2021 году, по данным Чеченстата, составил 268,07 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 2,1% больше уровня 2020 года.
В связи со сложившейся экономической и общественно-политической ситуацией в стране, связанной с введением санкций в отношении России, и из-за высокой инфляции, по оценке Минэкономтерразвития ЧР, ВРП Чеченской Республики составит 285,77 млрд руб., индекс физического объема составит 92,1% к уровню 2021 года.
По итогам 2023 года индекс физического объема ВРП составит 100,1% к уровню 2022 года.
В 2024 году по прогнозу объем ВРП составит в условиях вариантности: 311,77 млрд руб. – в консервативном варианте, 318,71 млрд руб. – в базовом варианте, в 2025 г. – 327,45 млрд руб. и 339,0 млрд руб., а в 2026 г. – 346,94 млрд руб. и 364,92 млрд руб. соответственно. В 2026 году индекс физического объема ВРП составит в условиях вариантности 102,2% и 103,7%, а к уровню 2022 года – 104,1% и 108,1% соответственно.
Промышленное производство
Промышленное производство на территории Чеченской Республики представлено по всем основным разделам видов деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
Значительное развитие в последние годы получили производство пищевых продуктов, производство напитков, прочих неметаллических минеральных продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также производство мебели.
Объем промышленного производства в 2022 году составил в действующих ценах в сумме 51,22 млрд руб. Индекс промышленного производства составил 114,2% к уровню 2021 года. Оценка на 2023 года – 62,31 млрд руб.
В 2024 году по прогнозу объем промышленного производства составит в условиях вариантности: 68,03 млрд руб. – в консервативном варианте,
68,47 млрд руб. – в базовом варианте, в 2025 г. – 73,80 млрд руб. и 75,45 млрд руб., соответственно. К концу 2026 года объем производства по данному разделу ожидается в условиях вариантности: на уровне 79,71 млрд руб. и 83,65 млрд руб., что составит соответственно в условиях вариантности 105,28% и 107,84%.
Рост индексов производства ожидается, в основном, по причинам увеличения прогнозируемых объемов отгрузки по видам экономической деятельности «Производство пищевых продуктов», «Производство напитков», «Производство резиновых и пластмассовых изделий», «Производство прочей неметаллической минеральной продукции», «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха».
Указанный объем промышленного производства в прогнозном периоде будет достигнут как за счет вывода на проектную мощность действующих предприятий, так и за счет реализации мероприятий государственных программ, строительства предприятий и объектов с привлечением внебюджетных источников, инвестиционных программ естественных монополий.
Обрабатывающие производства. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по разделу «Обрабатывающие производства» в 2022 году составил
12,7 млрд руб., что составляет 113,8% к уровню 2021 года (в сопоставимых ценах).
К концу 2026 году объем производства по данному разделу ожидается
в условиях вариантности соответственно 107,4% и 112,1% в сопоставимых ценах.
Объем производствапо виду деятельности производства пищевых продуктов в 2022 году составил 2,41 млрд руб. Данный вид деятельности на территории республики в отчетном периоде представлен, в основном, кондитерскими хлебобулочными, колбасными изделиями, так и мясомолочной продукцией.
Основной вклад в развитие пищевого производства вносят такие крупные предприятия, как: ООО «Лидер-Р», ООО «Лидер-А», ООО «Лидер-К»,
ООО «Родина», а также ГУП «Аргунский мясокомбинат».
По оценке, в 2023 году объем производства пищевых продуктов составит 110,1% к уровню 2022 года (в сопоставимых ценах).
Объем производства напитков в 2022 году составил 87,9% к уровню 2021 года (в сопоставимых ценах). Данный вид деятельности на территории республики представлен, в основном, фруктовыми напитками и минеральной водой.
По виду деятельностипроизводство резиновых и пластмассовыхизделий в 2022 году произведено продукции на сумму 172,8 млн руб., что в сопоставимых ценах составляет 100,3% к уровню 2021 года.
По оценке, в 2023 году объем производства по данному виду деятельности составит 682,3 млн руб. или в 4,1 раза больше к уровню 2022 года (в сопоставимых ценах).
В период с 2024 по 2026 год рост производства продукции по данному виду деятельности прогнозируется с 779,87 млн руб. в 2024 году до
1023,3 млн руб. к 2026 году по консервативному варианту и 806,48 млн руб. до 1087,04 млн руб. – по базовому варианту.
Рост объемов производстварезиновых и пластмассовых изделий связан с резким ростом работ по строительству жилья, коммерческих и социальных объектов, как в рамках государственных программ Чеченской Республики, так и региональных проектов, реализуемых в рамках Национальных проектов Российской Федерации.
Объем производствапрочей неметаллической минеральной продукции в 2022 году составил 4,94 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 100,4% к уровню 2021 года (в связи с ростом объемов производства кирпича, изделий из бетона, асфальтобетона, гипса и цемента).
В 2022 году индекс производства по разделу «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» составил к уровню 2021 года 115,4%. По оценке, в 2023 году составит 107,13%. К концу прогнозного периода индекс производства в сопоставимых ценах увеличится к уровню 2025 года на 1,7% и 1,8%, в 2026 году 3,8% и 3,83% в условиях вариантности.
Сельское хозяйство
В 2022 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 50,86 млрд руб. или 105,5% к уровню 2021 года (в сопоставимых ценах).
Основными сельскохозяйственными производителями в республике являются 572 крестьянских (фермерских) хозяйства, 2897 индивидуальных предпринимателей (включая глав КФХ), 23 потребительских кооператива и 29 государственных унитарных предприятий.
Большой вклад в развитие сельского хозяйства вносят такие крупные предприятия, как: ООО «Лидер-Р», ООО «Лидер-А», ООО «Лидер-К»,
ООО «МТК» Стандарт-С», СПК «Агромир Наурский», ООО «Родина»,
ИП Глава КФХ «Жайна», ООО «Агроинвест», ООО «ЮгАгроХолдинг»,
ООО «Сады Чечни», ООО МТФ «Рассвет».
Основным финансовым инструментом, обеспечивающим развитие сельского хозяйства республики, является Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике».
В 2023 году объем продукции сельского хозяйства, по оценке, составит 53,64 млрд руб. или 104,7% к уровню 2022 года (в сопоставимых ценах).
На стадии реализации находятся крупные инвестиционные проекты в сфере АПК, в том числе: строительство Тепличного комплекса «Вайлат» на площади 10,0 га по выращиванию овощей методом гидропоники в с. Мескер-Юрт
ООО «ЧеченТеплица», строительство хранилищ с логистическим центром кратковременного хранения товаров народного потребления, продуктов питания ООО «МТК» Стандарт-С», строительство Аргунского элеватора вместимостью 50 000 тонн зернаООО «МТК» Стандарт-С», закладка многолетних насажденийсуперинтенсивного типа с капельным орошением площадью 200 га ООО «МТК» Стандарт-С», строительство мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
К концу 2026 года объем производства продукции сельского хозяйства предполагается на уровне 76,14 млрд руб. – по 1 варианту и до 83,3 млрд руб. – по 2 варианту, что составит 111,7% и 115,2% соответственно.
Темпы роста производства сельхозпродукции в 2023-2026 годах обусловлены также значительным увеличением в этот период инвестиций в агропромышленный комплекс.
В настоящее время продолжается работа по формированию современного агропромышленного комплекса, способного производить продукты питания в объемах и качестве, соответствующих принятым в мире стандартам и нормам за счет реализации следующих мероприятий: передача в аренду более эффективным хозяйственникам имущественных комплексов и земель, закрепленных за ГУП МСХ ЧР, что позволит довести к 2026 году коэффициент использования пашни с 90% до 100%;организационная и финансовая помощь развитию малых форм хозяйствования на селе, за счет создания институтов поддержки малого предпринимательства; создание приоритетных условий для реализации продукции местных производителей; развитие сельскохозяйственного производства в горной части республики.
Строительство
Объем строительных работ, выполненных в 2022 году, составил
88,0 млрд руб. или 119,0% к уровню 2021 года. В прогнозном периоде ожидается дальнейший рост объемов строительных работ.
К концу 2026 года объем строительных работ ожидается в условиях вариантности: на уровне 137,57 млрд руб. и 141,5 млрд руб., что составит соответственно в условиях вариантности 102,5% и 103,3%.
Объем ввода в действие жилых домов в 2022 году – 2016,3 тыс. кв. м общей площади или 196,8% к уровню 2021 года, в том числе жилье, введенное населением, составило 1892,0 тыс. кв. м и ввод жилья в многоквартирных жилых домах составил 124,3 тыс. кв. м. В прогнозном периоде ожидается дальнейший рост ввода в действие жилых домов.
Торговля и услуги населению
Сфера торговли и потребительского рынка Чеченской Республики является одной из важнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей, которая призвана стабильно и на высоком уровне обеспечивать жителей, предприятия и организации республики товарами и услугами.
Индекс потребительских цен (среднегодовой) в Чеченской Республике
за 2022 год составил 113,58%, на конец 2022 года – 112,88%.
В прогнозном периоде основное влияние на общий уровень инфляции окажет рост цен на продукты питания и увеличение тарифов на платные услуги населению.
Оборот розничной торговли за 2022 год составил 260,2 млрд рублей или 106,3% к уровню 2021 года.
Развитие потребительского рынка происходит, в основном, за счет привлечения частных инвестиций.
В 2022 году оборот розничной торговли на 97,1% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 2,9%.
Развитие потребительского рынка происходит, в основном, за счет привлечения частных инвестиций.
В 2022 году населению продано продовольственных товаров на
138,42 млрд руб., что составляет 53,2% от оборота розничной торговли, непродовольственных – на 121,77 млрд рублей или 46,8%.
По оценке, в 2023 году оборот розничной торговли увеличится по сравнению с уровнем 2022 года на 5,0% и составит 285,5 млрд руб.
К концу прогнозного периода в 2026 году рост объема розничной торговли к базовому 2022 году составит 126,1% по консервативному варианту и 127,8% – по базовому.
Платных услуг населению в 2022 году оказано на 68,53 млрд руб. или 104,7% к уровню предыдущего года. В структуре платных услуг населению преобладали коммунальные, бытовые и транспортные услуги. На их долю в целом приходится 63,6% от общего объема.
В 2023 году ожидается, что объем платных услуг населению по сравнению с уровнем 2022 года составит 100,6% или 76,9 млрд руб.
В сфере услуг прогнозируется развитие наиболее быстрыми темпами транспортных услуг, жилищно-коммунальных услуг и бытовых услуг.
В прогнозируемом периоде в сфере платных услуг населению,
по-прежнему, значительная доля будет приходиться на негосударственный сектор экономики, а по отдельным видам услуг ведущая роль будет принадлежать малому предпринимательству, особенно за счет активизации туристической деятельности и расширения сферы туристических услуг.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2022 году внешнеторговый оборот участников ВЭД Чеченской Республики составил 52,87 млн долл. США (или 73,2% к 2021 году).
Экспорт. В 2022 году доля экспорта в товарообороте республики составила 28,94% стоимостных объемов. Участниками внешнеэкономической деятельности республики осуществлено экспортных операций на сумму
15,3 млн долл. США, что ниже уровня 2021 года на 33,57%. В страны дальнего зарубежья экспортировано товаров на сумму 12,76 млн долл. США (83,4% стоимостных объёмов экспорта), в страны СНГ – на 2,55 млн долл. США (16,66% стоимостных объёмов экспорта).
Экспорт товаров участников внешнеэкономической деятельности Чеченской Республики в 2023 году оценивается в размере 15,31 млн долл. США, что соответствует уровню аналогичного периода 2022 года, в том числе: из стран дальнего зарубежья – 12,03 млн долл. США, из стран СНГ – на
3,28 млн долл. США.
Экспорт товаров к концу прогнозного периода 2026 года
в условиях вариантности ожидается на уровне 13,27 млн долл. США (консервативный) и 16,06 млн долл. США (базовый).
Импорт. В 2022 году доля импорта в товарообороте Республики составила 71,1% стоимостных объемов. Участниками внешнеэкономической деятельности республики осуществлено импортных операций на сумму 37,57 млн долл. США, что ниже уровня 2021 года на 23,65%.
Объём импорта к концу прогнозного периода 2026 года в условиях вариантности прогнозируется 35,63 млн долл. США (консервативный) до
39,41 млн долл. США (базовый).
экспорт и импорт товаров с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и иными дружественными странами, в том числе
и странами Азии, в большинстве своем отражает положительную динамику, в том числе:
экспорт:
Казахстан, доля стоимости составляет 2,7% (в 1 полугодии 2022 года – 1,3%); Беларусь, доля стоимости составляет 2,0% (в 1 полугодии 2022 года – 1,3%); Объединенные Арабские Эмираты, доля стоимости составляет 1,1% (в 1 полугодии 2022 года – 0,3%); Азербайджан, доля стоимости составляет 0,6% (в 1 полугодии 2022 года – 0,2%);
импорт:
– Китай, доля стоимости составляет 21,9% (в 1 полугодии 2022 года – 18,3%);
– Турция, доля стоимости составляет 21,0% (в 1 полугодии 2022 года – 6,6%);
– Беларусь, доля стоимости составляет 7,4% (в 1 полугодии 2022 года – 6,0%);
– Иран (Исламская Республика), доля стоимости составляет 4,3% (в
1 полугодии 2022 года – 2,6%).
В целом Чеченская Республика ведет активную и результативную деятельность по развитию и укреплению внутригосударственной межрегиональной экономической, социальной и культурной интеграции.
Чеченская Республика уделяет большое внимание росту внешнеэкономической активности предприятий и развитию экспорта производимой в регионе продукции в целом, в связи с чем, внедряются основные параметры Регионального экспортного стандарта 2.0.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
В Чеченской Республике особое внимание уделяется вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Это направление определено Правительством Чеченской Республики как одно из приоритетных и находится
на постоянном контроле.
В Чеченской Республике создана современная инфраструктура поддержки предпринимательства: функционирует 11 бизнес-центров (инкубаторов), действуют 3 микрофинансовых фонда, агропромышленный и индустриальный парки, гарантийный фонд.
При ГУП «Республиканский бизнес-центр» созданы и функционируют следующие центры: центр инноваций социальной сферы; инжиниринговый центр; центр народно-художественных промыслов; центр поддержки предпринимательства.
При НУО «Гарантийный фонд Чеченской Республики» создан и функционирует Центр поддержки экспорта.
На сегодняшний день мы имеем положительную динамику роста предпринимательства. Из года в год растет количество субъектов МСП. В республике наметилась положительная динамика роста количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия и численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия). Если в 2021 году было зарегистрировано 16600 ед. малых и средних предприятий, включая микропредприятия, а число занятых на них 25,11 тыс. чел., то уже по итогам 2022 года этот показатель достиг 18623 ед. с численностью занятых 25,69 тыс. чел.
В целом, исходя из положительной динамики роста количества субъектов МСП и численности занятых в сфере МСП, а также созданных благоприятных условий ведения бизнеса, в т. ч. принимаемых комплекс мер государственной поддержки предпринимательства позволяет спрогнозировать дальнейший рост как количества субъектов МСП, так и оборота малых и средних предприятий.
Инвестиции
Меры, предпринимаемые руководством Чеченской Республики
по улучшению инвестиционного климата в регионе, дают положительные результаты. Из года в год значительно увеличиваются объемы вкладываемых в экономику республики внебюджетных инвестиций, что является основным показателем стабилизации обстановки в регионе и улучшения его инвестиционной привлекательности.
В 2022 году объем инвестиций в основной капитал, по предварительным официальным статистическим данным, составил 119,515 млрд руб. или 131,5%
к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах, из них внебюджетные инвестиции составили 77,4 млрд рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году в стоимостном выражении обеспечен за счет капитальных вложений организаций малого
и среднего предпринимательства, а также за счет реализации 173 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 15,75 млрд рублей (создано 1261 рабочее место), основными из которых являются: создание объектов инновационного строительного технопарка «Казбек» (2 и 3 этап), строительство многофункционального комплекса «Минутка»,строительство Олимпийского центра дзюдо им. В.В. Путина, строительство жилого микрорайона «Северный» в г. Урус-Мартан и др. Увеличение объема инвестиций в перспективе будет достигнуто также за счет привлечения средств населения, используемых на строительство собственного жилья.
За счет привлечения внебюджетных источников финансирования
на стадии реализации в 2022 году находились такие значимые проекты, как: расширение производства действующего цементного завода в пос. Чири-Юрт, строительство новой линии с сухим способом производства клинкера. Второй этап, Грозненский международный университет, строительство многофункционального высотного комплекса «Башня Ахмат», строительство тепличного комплекса «Вайлат», строительство ГЭС «Башенная» на р. Чанты-Аргун и др.
Главным источником в общем объеме инвестиций в основной капитал
в 2022 году являлись привлеченные средства 64,0 млрд руб., отношение к уровню 2021 года составило 155,5%.
Объем собственных средств предприятий, направляемых на увеличение основного капитала, в 2022 году составил 20,69 млрд руб., отношение к уровню 2021 года составило 115,8%.
В целях обеспечения динамичного и устойчивого роста экономики региона, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности республики, и, прежде всего, на повышении производительности труда и экономической эффективности разработана модель экономического развития Чеченской Республики.
В рамках модели экономического развития Чеченской Республики к реализации отобрано 5 «прорывных» проектов Чеченской Республики реализация которых окажет наибольшее положительное влияние на экономическое развития региона с общей стоимостью 135,59 млрд руб.,
с созданием 5415 рабочих мест: реконструкция и строительство Международного аэропорта Грозный (Северный) им. А.А. Кадырова, кластер строительных материалов, особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Грозный», особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ведучи», развитие агропромышленного кластера.
В регионе особое внимание уделяется созданию и развитию инфраструктуры бизнеса: особых экономических зон, индустриальных парков, инвестиционных площадок, бизнес-инкубаторов и др.
В республике созданы индустриальный парк «Грозненский» (площадь парка – 13,5 га), основной специализацией которого является производство строительных материалов.
Созданы агропромышленный парк «ЮгАгро» (площадь агропромышленного парка – 15 га) и агропромышленный парк «Курчалоевский» (площадь агропромышленного парка – 100 га).
Начал работу Инновационный строительный технопарк «Казбек». Запуск завода окажет серьезное влияние на темпы строительства жилья и ее себестоимости.
Введена в эксплуатацию Грозненская ТЭС, мощностью 346,8 МВт.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1809 создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Грозный».
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики в 2022 году
от 27.12.2021 г. № 139-09-2022-039, заключенным между Минэкономразвития России и Правительством Чеченской Республики, в 2022 году из федерального и регионального бюджетов на строительство объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Грозный» выделена субсидия в размере 526,3 млн рублей (ФБ – 500,0 млн руб., РБ – 26,3 млн руб.).
В 2022 году завершена реализации первого этапа развития ОЭЗ ППТ «Грозный», создана необходимая инфраструктура для обеспечения деятельности резидентов ОЭЗ ППТ «Грозный».
Проводится работа по расширению особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ведучи» в Итум-Калинском районе, с включением в нее земельных участков, расположенных на территории Веденского муниципального района Чеченской Республики, прилегающих к озеру «Кезеной-Ам».
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», в 2017-2020 годах привлечены федеральные субсидии в размере 1,37 млрд руб. на реализацию
6инвестпроектов. По состоянию на текущую дату, с учетом накопительного итога по данным инвестпроектам, привлечено 3535,97 млн руб. и создано 275 раб. м.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.10.2020 № 1704 и постановлением Правительства ЧР от 29.11.2021 № 304 в 2022 году бюджетные средства в объеме 438,265 млн рублей, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности Чеченской Республики перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, направлены на возмещение фактически произведенных затрат по созданию объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики, включенных в сводный перечень НИП приказом Минэкономразвития России от 28.06.2021 г. № 386, в т. ч.: 300,374 млн руб. – на возмещение затрат по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Грозный» и 137,891 млн руб. – на возмещение затрат по реконструкции технологической дороги до карьера известняка АО «Чеченцемент».
Также в 2022 году для обеспечения завершения реализации мероприятия
по реконструкции технологической дороги до карьера известняка
АО «Чеченцемент» привлечены бюджетные средства из резервного фонда Правительства РФ в объеме 137,891 млн руб.
В целях привлечения в 2023-2024 годах средств, высвобождаемых
в результате реструктуризации бюджетного кредита Чеченской Республики до 2024 года, в размере 1185,799 млн руб. на строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры АО МСТЦ «Мастер», в адрес Минэкономразвития России Правительством ЧР направлена заявка с приложением необходимого пакета документов по инвестиционному проекту «Создание многофункционального центра спорта и туризма» АО МСТЦ «Мастер». Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2021 г. № 386 (в редакции от 21.06.2022 г. № 319) инвестиционный проект «Создание многофункционального центра спорта и туризма» внесен в сводный перечень новых инвестиционных проектов.
Функционируют 11 бизнес-инкубаторов, 3 микрофинансовые организации, многофункциональные центры, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, портал «Бизнес-навигатор МСП», Инвестиционный портал Чеченской Республики, региональный центр «Мой бизнес».
Региональный центр «Мой бизнес», функционирующий по принципу «одного окна», объединил всю республиканскую инфраструктуру поддержки бизнеса на одной площадке, в т. ч.: центр поддержки народно-художественных промыслов; инжиниринговый центр; центр инноваций социальной сферы; центр поддержки предпринимательства; центр поддержки экспорта.
В целях оказания государственной финансовой поддержки инвесторам
в подведении и обустройстве инженерной инфраструктуры на земельных участках сформирован и периодически обновляется перечень земельных участков под инвестиционные площадки.
К 13 инвестиционным площадкам была подведена инженерная инфраструктура за счет средств республиканского бюджета – 42,2 млн руб. На отобранных площадках были заявлены к реализации 14 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 3754 млн руб. с созданием 492 раб. мест.
По итогам актуализации в 2022 году сформирован реестр из 82 земельных участков под инвестиционные площадки.
В республике активно внедряются инициативы Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов – лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации проводится работа по внедрению на территории республики системы поддержки новых инвестиционных проектов («Региональный инвестиционный стандарт»).
Данные проекты содержат ключевые факторы, наиболее сильно влияющие на улучшение инвестиционного климата.
Руководством республики принимаются меры по увеличению объема инвестиций для развития экономической базы республики, включая:
– организацию сопровождения инвестиционных проектов и создание простых и прозрачных процедур получения разрешений и согласований;
– обновление портфеля приоритетных инвестиционных проектов, в части включения в него инвестиционных проектов, отвечающих современным стандартам, способствующих созданию новых производств на базе новейших технологий.
На стадии реализации находятся 529 инвестиционных проектов с общей стоимостью 123,79 млрд руб., планируется к созданию 10 494 раб. места.
В 2023 году, по оценке Минэкономтерразвития ЧР, объем инвестиций
в основной капитал составит 134,49 млрд руб. или 106,36% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
Реализация задач развития экономики и социальной сферы на территории республики в прогнозируемом периоде, в основном, будет осуществляться
в рамках реализации мероприятий госпрограмм, региональных проектов, реализации инвестпроектов, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
В 2024 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется
по консервативному варианту – 98,33 млрд руб. или 69,5% к уровню 2023 года, по базовому варианту – 103,49 млрд руб. или 99,96% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах.
В 2025 году объем инвестиций в основной капитал по консервативному варианту составит 72,36 млрд руб. или 70,4% к уровню 2024 года, по базовому варианту прогнозируется на уровне 76,37 млрд руб., что составит 70,41%
к уровню 2024 года в сопоставимых ценах.
В 2026 году объем инвестиций в основной капитал по консервативному варианту составит 69,8 млрд руб. или 92,2% к уровню 2025 года, по базовому варианту прогнозируется на уровне 77,78 млрд руб., что составит 97,37%
к уровню 2025 года в сопоставимых ценах.
Консолидированный бюджет Чеченской Республики
Прогнозируемый уровень инфляции при расчете прогнозных параметров консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 гг. принят на уровне индекса потребительских цен на конец года (базовый вариант), предусмотренного Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Сценарные условия), размещенными на официальном сайте Минэкономразвития России.
Прогнозный объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 годы определен с использованием подходов к их прогнозированию с учетом действующего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и с учетом изменений, вступающих в силу (планируемых к введению в действие) с 1 января 2024 года.
Прогнозный объем налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 годы определен на основе налоговой базы по видам налогов, сложившейся в отчетном году, с учетом оценки динамики ее изменения в последующих периодах с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
При расчете прогнозного объема налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 г. учтены налоговые эффекты от планируемых к реализации на территории Чеченской Республики инфраструктурных проектов, отобранных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 г. № 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
Прогноз поступления неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики рассчитан по видам неналоговых доходов с использованием индивидуального подхода с учетом факторов, влияющих на динамику поступлений по соответствующим видам неналоговых доходов, в том числе: изменение кадастровой стоимости земель, изменение законодательства, количества заключенных договоров аренды имущества и земельных участков и т.д.
Прогноз безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики на 2024-2026 годы рассчитан с учетом следующего.
Прогнозный объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели на 2024-2026 годы определены исходя из их объемов, утвержденных бюджету Чеченской Республики на 2023 год Федеральным законом от 05.12.2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», на 2026 год – на уровне, установленном указанным федеральным законом на 2025 год (34 691 263,5 тыс. рублей).
Объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики в связи с «прямым счетом» при расчете прогноза безвозмездных поступлений в бюджет на 2024-2026 годы принят на уровне, установленном на соответствующий год Дополнительным соглашением от 08.08.2023 г. № 3 к Соглашению по «прямому счету» на 2024-2026 годы по 7 167 072,0 тыс. руб., ежегодно.
Объемы субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджету Чеченской Республики на 2024-2026 годы приняты на уровне, предусмотренном на 2023 год Федеральным законом от 05.12.2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Прогноз расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 годы рассчитан исходя из первоначальных плановых назначений по расходам консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2023 год, скорректированных на прогнозный уровень инфляции (базовый вариант), предусмотренного Сценарными условиями, по следующим направлениям:
повышение оплаты труда отдельных категорий работников в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения населения, культуры и науки в целях сохранения предусмотренных «майскими» указами Президента Российской Федерации 2012 года соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе;
повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие «майских» указов Президента Российской Федерации 2012 года, исходя из непревышения темпов и сроков повышения оплаты труда соответствующих категорий работников, предусмотренных на федеральном уровне.
Расходы на исполнение расходных обязательств Чеченской Республики и муниципальных образований Чеченской Республики, софинансируемых из федерального бюджета, прогнозируются на 2024-2026 годы в объемах, предусмотренных соглашениями с федеральными органами исполнительной власти с учетом установленного Правительством Российской Федерации уровня их софинансирования на 2023 год.
Прогнозный объем расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2024-2026 годы определен исходя из финансовых возможностей бюджета с учетом сохранения в горизонте прогнозирования социальной ориентированности республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Чеченской Республики.
Прогнозный объем государственного (муниципального) долга Чеченской Республики на 2024-2026 годы рассчитан исходя из объема государственного (муниципального) долга Чеченской Республики по состоянию на 01.01.2023 г., параметров привлечения и погашения государственных (муниципальных) заимствований, предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий в 2024-2026 годах, предусмотренных программами государственных (муниципальных) заимствований и государственных (муниципальных) гарантий на 2024-2026 годы, условий соглашений с Минфином России с учетом привлечения в 2024 году из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также соглашения с Федеральным казначейством с учетом привлеченного в 2023 году специального казначейского кредита на финансовое обеспечение реализации мероприятий по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Труд и занятость
В республике проводится активная работа по созданию новых рабочих мест и снижению уровня безработицы.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2022 году составила 573,9 тыс. чел. Численность занятых в экономике (среднегодовая) в 2023 году, по оценке, составит 578,6 тыс. чел. или 100,8% к уровню 2022 года.
По данным органов государственной службы занятости на конец 2022 года было зарегистрировано 51,9 тысяч безработных, уровень регистрируемой безработицы составил 7,92%, что соответствует уровню 2021 года. По оценке, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения республики в 2023 году составит 51,6 тыс. чел. или 99,4% к уровню 2022 года.
В условиях внешнего санкционного давления рынок труда сталкивается с многочисленными рисками. Одним из рисков является возможный рост уровня регистрируемой безработицы.
Для сохранения уровня занятости на региональном уровне решаются такие задачи как:
выработка мер в сфере содействия занятости населения по противодействию негативным последствиям введения санкций и координация их реализации;
мониторинг ситуации на рынке труда в связи с введением санкций;
предотвращение возможных кризисных ситуаций на рынке труда и оперативное устранение их последствий.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Чеченской Республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы
тыс. человек | |||||||
№ | Наименование показателя | Очередной год (2024) | Первый год планового периода (2025) | Второй год планового периода (2026) | Справочно | ||
Текущий год (2023) | Отчетный год (2022) | ||||||
I | Численность трудовых ресурсов – всего в том числе: | 853,2 | 868,1 | 885,2 | 837,3 | 819,2 | |
1.1 | трудоспособное населения в трудоспособном возрасте | 803,6 | 817,5 | 833,7 | 789,7 | 773,4 | |
1.2 | иностранные трудовые мигранты | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,1 | 2,1 | |
1.3 | численность лиц старше трудоспособного возраста подростков, занятых в экономике в том числе: | 47,4 | 48,3 | 49,1 | 45,5 | 43,7 | |
1.4 | пенсионеры старше трудоспособного возраста | 47,2 | 48,0 | 48,7 | 45,3 | 43,7 | |
1.5 | подростки моложе трудоспособного возраста | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | |
II | Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2 | Численность занятых в экономике – всего в том числе по разделам ОКВЭД: | 581,8 | 594,2 | 602,0 | 571,6 | 563,3 | |
2.1 | сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство | 122,7 | 122,8 | 122,9 | 122,4 | 122,0 | |
2.2 | добыча полезных ископаемых | 3,8 | 4,0 | 4,2 | 3,6 | 3,4 | |
2.3 | обрабатывающие производства | 41,6 | 43,0 | 45,0 | 40,7 | 40,6 | |
2.4 | обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 7,8 | 7,9 | 8,0 | 7,7 | 7,6 | |
2.5 | водоснабжение; водоответвление, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 4,3 | 4,5 | 4,6 | 4,1 | 4,0 | |
2.6 | строительство | 79,6 | 80,3 | 81,4 | 78,5 | 77,2 | |
2.7 | торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 70,3 | 73,6 | 75,8 | 68,4 | 65,6 | |
2.8 | транспортировка и хранение | 32,3 | 33,8 | 34,1 | 30,8 | 29,7 | |
2.9 | деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 14,1 | 15,0 | 15,1 | 13,2 | 12,3 | |
2.10 | деятельность в области информации и связи | 6,8 | 6,9 | 7,0 | 6,7 | 6,6 | |
2.11 | деятельность финансовая и страховая | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,5 | 4,4 | |
2.12 | деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 4,3 | 4,2 | |
2.13 | деятельность профессиональная, научная и техническая | 7,8 | 7,9 | 8,0 | 7,7 | 7,6 | |
2.14 | деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 5,8 | 6,0 | 6,2 | 5,6 | 5,5 | |
2.1.5 | государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 38,1 | 38,2 | 38,3 | 38,0 | 37,9 | |
2.16 | образование | 86,5 | 87,9 | 88,0 | 85,8 | 85,4 | |
2.17 | деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 39,3 | 40,7 | 41,0 | 37,9 | 37,8 | |
2.18 | деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 10,9 | 11,3 | 11,7 | 10,7 | 10,6 | |
2.19 | прочие виды экономической деятельности | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | |
3 | Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике – всего в том числе: | 271,4 | 273,9 | 283,2 | 265,7 | 255,9 | |
3.1 | численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства | 50,0 | 51,1 | 52,3 | 49,4 | 48,1 | |
3.2 | численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости | 51,5 | 51,4 | 51,3 | 51,6 | 51,8 | |
3.3 | численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике | 169,9 | 171,4 | 179,6 | 164,7 | 156,0 | |
Согласно представленной Минэкономтерразвития ЧР информации о создаваемых рабочих местах в рамках реализации инвестиционных проектов в период с 2023-2030 года на территории Чеченской Республики планируется создать 8063рабочих мест.
Информация о создаваемых рабочих местах в рамках реализации инвестиционных проектов (с детализацией по ОКВЭД 2)
Наименование показателя | Единица измерения | Текущий год | Первый прогнозный год | Второй прогнозный год | Третий прогнозный год | Четвертый прогнозный год | Пятый прогнозный год | Шестой прогнозный год | Седьмой прогнозный год | |
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | |||
Создаваемые рабочие места – всего | единиц | 2683 | 1119 | 1022 | 767 | 606 | 587 | 626 | 653 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Код | Укрупненные группы специальностей | единиц | ||||||||
01.00.00 | Математика и механика | единиц | 22 | 27 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
02.00.00 | Компьютерные и информационные науки | единиц | 15 | 17 | 5 | |||||
03.00.00 | Физика и астрономия | единиц | ||||||||
04.00.00 | Химия | единиц | 3 | |||||||
05.00.00 | Науки о земле | единиц | ||||||||
06.00.00 | Биологические науки | единиц | 189 | 3 | ||||||
07.00.00 | Архитектура | единиц | 5 | 5 | 5 | |||||
08.00.00 | Техника и технологии строительства | единиц | 37 | 5 | 5 | |||||
09.00.00 | Информатика и вычислительная техника | единиц | 8 | 11 | 9 | 9 | 14 | 9 | 14 | 10 |
10.00.00 | Информационная безопасность | единиц | ||||||||
11.00.00 | Электроника, радиотехника и системы связи | единиц | 2 | 4 | ||||||
12.00.00 | Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии | единиц | ||||||||
13.00.00 | Электро- и теплоэнергетика | единиц | 3 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 |
14.00.00 | Ядерная энергетика и технологии | единиц | ||||||||
15.00.00 | Машиностроение | единиц | ||||||||
16.00.00 | Физико-технические науки и технологии | единиц | ||||||||
17.00.00 | Оружие и системы вооружения | единиц | ||||||||
18.00.00 | Химические технологии | единиц | ||||||||
19.00.00 | Промышленная экология и биотехнологии | единиц | 7 | 3 | ||||||
20.00.00 | Техносферная безопасность и природообустройство | единиц | 30 | 10 | 10 | 12 | ||||
21.00.00 | Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия | единиц | ||||||||
22.00.00 | Технологии материалов | единиц | ||||||||
23.00.00 | Техника и технологии наземного транспорта | единиц | 15 | 3 | 9 | 6 | 2 | |||
24.00.00 | Авиационная и ракетно-космическая техника | единиц | ||||||||
25.00.00 | Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники | единиц | ||||||||
26.00.00 | Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта | единиц | ||||||||
27.00.00 | Управление в технических системах | единиц | 17 | |||||||
28.00.00 | Нанотехнологии и наноматериалы | единиц | ||||||||
29.00.00 | Технологии легкой промышленности | единиц | 20 | 15 | 4 | |||||
30.00.00 | Фундаментальная медицина | единиц | ||||||||
31.00.00 | Клиническая медицина | единиц | 11 | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
32.00.00 | Науки о здоровье и профилактическая медицина | единиц | 1 | |||||||
33.00.00 | Фармация | единиц | 1 | |||||||
34.00.00 | Сестринское дело | единиц | ||||||||
35.00.00 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство | единиц | 349 | 69 | 72 | 63 | 68 | 72 | 71 | 74 |
36.00.00 | Ветеринария и зоотехния | единиц | 12 | 12 | 21 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
37.00.00 | Психологические науки | единиц | ||||||||
38.00.00 | Экономика и управление | единиц | 156 | 45 | 76 | 38 | 53 | 68 | 49 | 32 |
39.00.00 | Социология и социальная работа | единиц | ||||||||
40.00.00 | Юриспруденция | единиц | 47 | 30 | 34 | 34 | 28 | 31 | 25 | 34 |
41.00.00 | Политические науки и регионоведение | единиц | ||||||||
42.00.00 | Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело | единиц | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
43.00.00 | Сервис и туризм | единиц | 295 | 56 | 107 | 21 | 24 | 5 | 5 | 8 |
44.00.00 | Образование и педагогические науки | единиц | 5 | 30 | 7 | 7 | 8 | 8 | 16 | 11 |
45.00.00 | Языкознание и литературоведение | единиц | ||||||||
46.00.00 | История и археология | единиц | ||||||||
47.00.00 | Философия, этика и религиоведение | единиц | ||||||||
48.00.00 | Теология | единиц | ||||||||
49.00.00 | Физическая культура и спорт | единиц | 21 | 44 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
50.00.00 | Искусствознание | единиц | ||||||||
51.00.00 | Культуроведение и социокультурные проекты | единиц | ||||||||
52.00.00 | Сценические искусства и литературное творчество | единиц | ||||||||
53.00.00 | Музыкальное искусство | единиц | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 |
54.00.00 | Изобразительное и прикладные виды искусств | единиц | 1 | |||||||
55.00.00 | Экранные искусства | единиц | ||||||||
56.00.00 | Рабочие места не требующие специализации | единиц | 1432 | 721 | 623 | 560 | 394 | 372 | 419 | 459 |
В соответствии с пунктом 11 Порядка органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики, совместно с работодателями в соответствующей сфере деятельности подготовлены и направлены в Министерство следующие сведения о потребности:
Код | Наименование укрупненных групп специальностей | Потребность Чеченской Республики в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу | ||||||||||||||||||||
Первый прогнозный год по уровням образования | Второй прогнозный год по уровням образования | Третий прогнозный год по уровням образования | Четвертый прогнозный год по уровням образования | Пятый прогнозный год по уровням образования | Шестой прогнозный год по уровням образования | Седьмой прогнозный год по уровням образования | ||||||||||||||||
высшее образование (ВО) | среднее профессиональное образование СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | среднее профессиональное образование СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ВО | СПО (по программам подготовки специалистов среднего звена) | СПО (по программам подготовки рабочих) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Итого | По всем группам специальностей | 2632 | 2177 | 2032 | 2327 | 1799 | 1684 | 1953 | 1437 | 1320 | 1591 | 1118 | 1015 | 1270 | 781 | 702 | 942 | 475 | 388 | 651 | 165 | 58 |
01.00.00 | Математика и механика | 51 | 27 | 27 | 42 | 23 | 22 | 32 | 18 | 18 | 32 | 13 | 13 | 25 | 9 | 8 | 13 | 4 | 4 | 14 | 0 | 0 |
02.00.00 | Компьютерные и информационные науки | 55 | 43 | 29 | 47 | 32 | 24 | 47 | 27 | 20 | 33 | 21 | 15 | 32 | 15 | 10 | 26 | 12 | 5 | 22 | 6 | 1 |
03.00.00 | Физика и астрономия | 58 | 29 | 29 | 49 | 23 | 23 | 35 | 19 | 19 | 31 | 13 | 13 | 28 | 9 | 9 | 18 | 5 | 5 | 16 | 0 | 0 |
04.00.00 | Химия | 59 | 34 | 34 | 49 | 28 | 28 | 40 | 23 | 23 | 38 | 18 | 18 | 27 | 13 | 12 | 19 | 7 | 7 | 15 | 2 | 0 |
05.00.00 | Науки о земле | 7 | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 0 | 1 |
06.00.00 | Биологические науки | 22 | 9 | 9 | 17 | 6 | 6 | 14 | 5 | 5 | 13 | 4 | 4 | 8 | 4 | 4 | 9 | 2 | 2 | 6 | 0 | 0 |
07.00.00 | Архитектура | 10 | 6 | 6 | 9 | 5 | 5 | 7 | 4 | 4 | 6 | 3 | 3 | 5 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 |
08.00.00 | Техника и технологии строительства | 10 | 8 | 7 | 9 | 7 | 6 | 9 | 5 | 4 | 7 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 |
09.00.00 | Информатика и вычислительная техника | 38 | 17 | 12 | 35 | 15 | 11 | 31 | 15 | 10 | 27 | 12 | 8 | 28 | 9 | 5 | 20 | 7 | 3 | 26 | 4 | 0 |
10.00.00 | Информационная безопасность | 42 | 28 | 27 | 35 | 24 | 24 | 30 | 20 | 19 | 25 | 14 | 14 | 20 | 10 | 10 | 19 | 6 | 5 | 15 | 1 | 0 |
11.00.00 | Электроника, радиотехника и системы связи | 37 | 10 | 53 | 35 | 9 | 52 | 34 | 8 | 51 | 34 | 7 | 50 | 32 | 6 | 49 | 31 | 5 | 48 | 30 | 4 | 47 |
12.00.00 | Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
13.00.00 | Электро и теплоэнергетика | 17 | 15 | 14 | 15 | 13 | 12 | 13 | 9 | 9 | 9 | 6 | 6 | 7 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 |
14.00.00 | Ядерная энергетика и технологии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15.00.00 | Машиностроение | 26 | 25 | 6 | 22 | 5 | 5 | 24 | 4 | 4 | 23 | 22 | 3 | 22 | 2 | 2 | 21 | 1 | 1 | 20 | 17 | 0 |
16.00.00 | Физико-технические науки и технологии | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
17.00.00 | Оружие и системы вооружения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
18.00.00 | Химические технологии | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
19.00.00 | Промышленная экология и биотехнологии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20.00.00 | Техносферная безопасность и природообустройство | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
21.00.00 | Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия | 17 | 16 | 15 | 15 | 12 | 12 | 12 | 10 | 10 | 11 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 |
22.00.00 | Технологии материалов | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
23.00.00 | Техника и технологии наземного транспорта | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
24.00.00 | Авиационная и ракетно-космическая техника | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
25.00.00 | Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
26.00.00 | Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
27.00.00 | Управление в технических системах | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
28.00.00 | Нанотехнологии и наноматериалы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
29.00.00 | Технологии легкой промышленности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
30.00.00 | Фундаментальная медицина | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
31.00.00 | Клиническая медицина | 15 | 17 | 8 | 10 | 13 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 9 | 4 | 5 | 7 | 2 | 3 | 6 | 1 | 2 | 1 | 0 |
32.00.00 | Науки о здоровье и профилактическая медицина | 787 | 726 | 726 | 726 | 559 | 559 | 559 | 406 | 406 | 406 | 305 | 305 | 305 | 204 | 204 | 204 | 102 | 102 | 102 | 0 | 0 |
33.00.00 | Фармация | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
34.00.00 | Сестринское дело | 163 | 172 | 141 | 146 | 158 | 126 | 131 | 137 | 105 | 108 | 99 | 82 | 80 | 77 | 60 | 55 | 51 | 36 | 30 | 18 | 3 |
35.00.00 | Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 61 | 52 | 46 | 52 | 42 | 38 | 46 | 37 | 31 | 39 | 26 | 22 | 27 | 18 | 14 | 18 | 10 | 7 | 13 | 3 | 2 |
36.00.00 | Ветеринария и зоотехния | 25 | 23 | 20 | 22 | 19 | 16 | 17 | 13 | 12 | 14 | 9 | 9 | 11 | 7 | 6 | 8 | 5 | 3 | 6 | 2 | 0 |
37.00.00 | Психологические науки | 34 | 24 | 24 | 28 | 20 | 20 | 24 | 16 | 16 | 21 | 12 | 12 | 16 | 8 | 8 | 12 | 4 | 4 | 8 | 0 | 0 |
38.00.00 | Экономика и управление | 70 | 55 | 52 | 56 | 43 | 47 | 57 | 32 | 36 | 38 | 23 | 24 | 34 | 17 | 16 | 28 | 10 | 8 | 18 | 5 | 0 |
39.00.00 | Социология и социальная работа | 30 | 31 | 10 | 35 | 32 | 8 | 25 | 34 | 7 | 27 | 36 | 6 | 27 | 39 | 6 | 25 | 35 | 4 | 27 | 35 | 3 |
40.00.00 | Юриспруденция | 82 | 54 | 47 | 66 | 48 | 42 | 67 | 40 | 34 | 50 | 31 | 24 | 43 | 25 | 16 | 36 | 17 | 9 | 31 | 8 | 0 |
41.00.00 | Политические науки и регионоведение | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
42.00.00 | Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело | 8 | 6 | 6 | 7 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 |
43.00.00 | Сервис и туризм | 26 | 24 | 24 | 25 | 22 | 21 | 21 | 18 | 17 | 18 | 14 | 13 | 14 | 10 | 9 | 10 | 6 | 5 | 6 | 2 | 1 |
44.00.00 | Образование и педагогические науки | 512 | 431 | 422 | 437 | 364 | 349 | 370 | 295 | 280 | 300 | 220 | 210 | 234 | 147 | 140 | 159 | 77 | 73 | 89 | 10 | 0 |
45.00.00 | Языкознание и литературоведение | 70 | 40 | 19 | 62 | 38 | 17 | 63 | 39 | 14 | 61 | 36 | 11 | 53 | 29 | 8 | 54 | 26 | 4 | 52 | 24 | 0 |
46.00.00 | История и археология | 21 | 16 | 17 | 19 | 15 | 15 | 16 | 13 | 12 | 18 | 10 | 10 | 13 | 7 | 7 | 12 | 4 | 4 | 7 | 0 | 0 |
47.00.00 | Философия, этика и религиоведение | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
48.00.00 | Теология | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
49.00.00 | Физическая культура и спорт | 76 | 58 | 58 | 68 | 51 | 49 | 56 | 40 | 40 | 49 | 30 | 30 | 37 | 20 | 20 | 29 | 10 | 10 | 19 | 0 | 0 |
50.00.00 | Искусствознание | 12 | 13 | 9 | 11 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 7 | 8 | 6 | 10 | 4 | 4 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | 0 |
51.00.00 | Культуроведение и социокультурные проекты | 20 | 18 | 9 | 16 | 23 | 8 | 14 | 20 | 7 | 13 | 19 | 6 | 14 | 10 | 4 | 12 | 11 | 2 | 10 | 7 | 0 |
52.00.00 | Сценические искусства и литературное творчество | 16 | 14 | 12 | 17 | 16 | 11 | 19 | 13 | 10 | 15 | 11 | 8 | 17 | 9 | 6 | 12 | 8 | 3 | 7 | 2 | 0 |
53.00.00 | Музыкальное искусство | 92 | 76 | 61 | 77 | 66 | 52 | 63 | 52 | 42 | 53 | 41 | 32 | 44 | 29 | 22 | 34 | 18 | 11 | 21 | 7 | 0 |
54.00.00 | Изобразительное и прикладные виды искусств | 19 | 17 | 10 | 19 | 13 | 17 | 10 | 8 | 8 | 17 | 6 | 15 | 6 | 4 | 9 | 5 | 4 | 2 | 8 | 2 | 0 |
55.00.00 | Экранные искусства | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 |