Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка трактуется как система профессиональной деятельности специалистов по созданию оптимальных условий для становления личности ребенка и всестороннее развитие в соответствии с его задатками, возможностями и способностями.
Необходимость создания и функционирования консилиумов на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей и определяется следующими факторами:
– ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития;
– уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.
Психолого-медико-педагогический консилиум организуется в Гудермесском центре социальной помощи семье и детям, подведомственном Минтруда ЧР, как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации реабилитационного процесса.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации,
исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Основными задачами ПМПк являются:
выявление и раннее (с первых дней пребывания ребенка в учреждении) определение общего уровня развития несовершеннолетнего, диагностика;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
отслеживание динамики развития детей
в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в данную программу для воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.