Сенсорная комната – это место, где оживают чувства и побуждают личность ребёнка к развитию. Это среда, специально созданная для стимуляции органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вестибулярного аппарата. Такая стимуляция активизирует сенсорные функции ребёнка и положительно сказывается на психическом развитии личности.
Сенсорная комната в Гудермесском центре социальной помощи семье и детям, подведомственном Минтруда ЧР, является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В частности, в сенсорной комнате можно эффективно организовать занятия по формированию у детей игровой деятельности.
Известно, что игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, при различных отклонениях в развитии ребенка нуждается в специальной стимуляции. Сенсорная комната предоставляет значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений. Проводя занятие в сенсорной комнате, педагог-психолог показывает детям пример использования предметов заместителей, помогает детям войти в игровую ситуацию. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При знакомстве с настоящими объектами сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, деревню, подводный мир, магазин, цирк и т. д.
Развитие функции замещения не только формирует игровую деятельность, но и ведет к развитию воображения, — по мере того, как разнообразные сенсорные стимулы приобретают определенные игровые значения, ребенку постепенно становится легче представлять что-либо в своем воображении, а такое умение положительно влияет на способность к запоминанию. Следовательно, использование сенсорной комнаты, направленное на развитие игровой деятельности, одновременно служит развитию у детей образной памяти, а также ускорению перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Сенсорный образ предмета в совокупности со словом, его обозначающим, и пониманием функции предмета составляет представление ребенка об этом предмете, иными словами образ, слово и действие, (т.е. как это называется, какое оно, что оно делает и что с ним делают) характеризуют предмет в представлении ребенка.
С помощью специального оборудования создаётся ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между специалистом и детьми. Сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску для детей, которую дети выражают словами: приятно, комфортно, прекрасно.
Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.