В Аргунском медико-социально-реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями, педагогом-психологом Даудовой Билкис было проведено групповое занятие с элементами сказочных сюжетов и персонажей по сказке «Репка», в ходе которого было показано театрализованное представление, с целью активизировать творческое мышление, воображения и фантазии, развить коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми, развить произвольное внимание, развить у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах. Сказкотерапия – это не просто занятие, это занятие волшебное. У детей с ограниченными возможностями чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в организованной коррекционной работе. Сказкотерапия – это насыщенно живой и творческий процесс, который обогащается за счёт детского воображения, в ходе которого находится что-то новое и фантастическое. Сказкотерапия помогает развить интересы и способности ребенка, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, извлекая из нее самое лучшее для себя и выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
На заключительном этапе работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.
В конце психологом была проведена повторная диагностика, процессе которого были замечены такие изменения:
– дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие;
– стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание.
Более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности.
Слушая сказку, и видя ее демонстрацию, душа ребенка распахивается навстречу миру чувств. Растут силы доверия к окружающему миру, растут творческие способности ребенка, дети учатся концентрации внимания, переживают внутри художественные образы, рождается понимание, а позже и запоминание сказочного сюжета. Каждая сказка несет свою жизненную мудрость, повествует о том, как герои проходят испытания, лабиринты, и возвращаются. Занятия сказкотерапии через художественные элементы речи развивают способность глубокого душевного переживания и способствуют тому, чтобы дети получали радость от речи, движения и сценического мастерства.
Благодаря таким занятиям, дети приобретают речевые навыки, а также художественные элементы речи, развивают способность глубокого душевного переживания и способствуют тому, чтобы дети получали радость от речи, движения и сценического мастерства.
Занятие позволило детям проявить свой творческий потенциал, укрепить память, снять эмоциональное напряжение, получить заряд бодрости на долгое время.