Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Необходимость создания и функционирования консилиумов на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей с проблемами в развитии, и определяется следующими факторами: ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития; уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.
Психолого-медико-педагогический консилиум организуется как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации воспитательного процесса.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии со специальными воспитательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Основными задачами ПМПк являются:
– выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
– профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
– выявление резервных возможностей развития;
– определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
– подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.