Как маленькому ребёнку понять сложный язык экологической культуры? В этом нам помогает театр и игра. Мы знаем, что экологическое отношение к миру развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с младшего возраста. Большие возможности в воспитании экологических –эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложено в играх, в театрализованной деятельности детей. Театральная деятельность и экологическое воспитание способствуют развитию эмоционально-волевой, интеллектуальной и деятельной сфер у детей и формированию основных компетентностей.
В Гудермесском центре социальной помощи семье и детям, подведомственном Минтруда ЧР, прошёл кукольный спектакль «Ц1а-ц1елиг». Спектакль поучительный, способствовал проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. Спектакль помог сформировать у детей элементарные экологические знания о природе, ознакомить с правилами поведения в природе. Науить анализировать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием ребятишек правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.